Телефоны горячей линии:

По взносам: (8692) 777-047

По капитальному ремонту: (8692) 537-174

ЗАДАТЬ ВОПРОС
Новости
Рейтинг проблем в сфере ЖКХ за 2017 год (по результатам обращений на «горячие» линии НП «ЖКХ Контроль»)

02.02.2018 10:27

Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам обращений граждан в общественные приемные?

Позиция в рейтинге

Тематика обращений

Количество обращений

% от количества обращений

1

Начисление платы за ЖКУ

9 219

28,01 %

2

Управление МКД

5 531

16,80 %

3

Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества

4 019

12,21 %

4

Качество коммунальных услуг

3 106

9,44 %

5

Капитальный ремонт

2 753

8,37 %

6

Благоустройство придомовой территории

2 109

6,41 %

7

Проблемы с приборами учета

1 030

3,13 %

8

Общее имущество (состав, использование, возврат)

588

1,79 %

9

Иные

4 554

13,84 %

ВСЕГО ОБРАЩЕНИЙ:

32 909

100 %

КАК ИЗМЕНИЛСЯ ХАРАКТЕР ОБРАЩЕНИЙ В 2017 ГОДУ ПО СРАВНЕНИЮ С 2017 ГОДОМ?

2016 год

2017 год

Тематика обращений

Количество обращений

% от количества обращений

Количество обращений

% от количества обращений

Начисление платы за ЖКУ

5581

17,37

9 219

28,01%

Управление МКД

4158

12,94

4 115

16,80%

Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества

3851

11,98

4 019

12,21%

Качество коммунальных услуг

7069

22

3 106

9,44%

Капитальный ремонт

3394

10,56

2 753

8,37%

Благоустройство придомовой территории

1550

4,82

2 109

6,41%

Проблемы с приборами учета

854

2,66

1 030

3,13%

Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти

422

1,31

360

1, 09%

Аварийное и ветхое жилье

363

1,13

331

1,01%

Иные

4893

15,23

4 554

13,84%

ВСЕГО ОБРАЩЕНИЙ:

32135

100

32 909

100%

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева отметила, что анализ обращений позволяет выделить отчетливые тенденции в сфере ЖКХ. Так, существенно снизилось количество жалоб на качество коммунальных ресурсов. Что говорит о том, что модернизация коммунальной инфраструктуры в стране все-таки происходит. Хотя и природные факторы нельзя сбрасывать со счетов. Сравнительно более теплая зима 2017-2018 года уменьшила количество жалоб, тардиционно связанных с началом отопительного сезона. Продолжает снижаться количество жалоб, связанных с реализацией региональных программ капитального ремонта. В большинстве регионов качество планирования программ и проведения капитального ремонта растет. Также год от года снижается количество обращений, связанных с переселением из аварийного жилья.

При этом самой болезненной темой на протяжении последних лет остаются вопросы начисления платы за жилищные и коммунальные услуги. При этом возмущение граждан вызывает как постоянный рост платы, так и непрозрачность процедуры начисления. Как показывает таблица, год от года вопросов по этой теме становится все больше. При этом рост обращений по вопросам благоустройства, напротив, можно объяснить не обострением ситуации, а началом реализации приоритетного проекта «Комфортная городская среда». Активная информационная кампания, сопровождавшая этот проект,

 и активное вовлечение граждан в ее реализацию спровоцировали рост обращений по тематике «благоустройство».

Методика формирования списка

Общероссийский центр общественного контроля в сфере ЖКХ осуществляет формирование и координацию в субъектах РФ сети общественных организаций в сфере ЖКХ. В ходе отчетного периода в 80 субъектах РФ действовали Центры общественного контроля, объединяющие НКО, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав граждан.

В центрах работали общественные приемные,  в ряде регионов открыты телефоны «горячих линий», которые в ежедневном режиме осуществляли прием обращений и жалоб от граждан.

При составлении рейтинга «список основных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства» использованы обращения, поступившие в региональные центры общественного контроля на горячие линии, в рамках приема граждан, по электронной почте, посредством Почты России, через официальные сайты. В свою очередь, в Общероссийский центр обращения поступали аналогичными путями.

Формирование рейтинга проблем в сфере ЖКХ осуществлялось в несколько этапов.

На первоначальном этапе был составлен рубрикатор проблем (тем), встречающихся  в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Перечень направлен в Региональные центры.

На втором этапе Региональные центры общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства распределили все поступившие обращения по ранее сформулированным темам.

На следующем этапе все собранные данные из региональных центров были перенаправлены в Национальный центр.

На последнем этапе эксперты Национального центра суммировали информацию, полученную из регионов, с данными, сформированными на основании обращений, которые поступали в Национальный центр, обобщили некоторые рубрики между собой.

Итоговый рубрикатор проблем выглядит следующим образом:

  • Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (9 219 обращений, что составляет 28,01%) и включает следующие проблемы:
  • соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
  • формирование и доставка платежных документов;
  • дополнительные платежи, комиссии;
  • установление и изменение размера платы за жилое помещение;
  • начисление платы за к3 111 обращений, что составляет9,45 % от общего количества обращений).
  • Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (3 106 обращений, что составляет 9,44%) .
  • Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества (4 019 обращений, что составляет 12,21 %)включает следующие проблемы:
  • ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов;
  • фактическое состояние МКД;
  • установление признаков, достаточных для признания МКД аварийным.
  • Управление МКД 4 115 обращений, что составляет 12,50%, включает следующие проблемы:
  • споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
  • законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
  • раскрытие информации управляющими организациями;
  • лицензирование деятельности по управлениюмногоквартирными домами;
  • договор управления;
  • предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
  • ГИС ЖКХ – 119 обращения, что составляет 0,36% от общего количества обращений;
  • создание и деятельность советов МКД.
  • Капитальный ремонт (2 753 обращений, что составляет 8,37 %)и включает следующие проблемы:
  • сроки проведения капитального ремонта (обоснованность сроков, установленных регпрограммами, соблюдение сроков согласно договорам подряда);
  • размер взноса на проведение капитального ремонта;
  • отсутствие информации о региональных программах проведения капитальногоремонта, их актуализации;
  • качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
  • организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
  • выполнение гарантийных обязательств;
  • Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (2 109 обращений, что составляет 6,41 %), в том числе:
  • реализация на территории Российской Федерации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» - 398 обращений, что составляет 1,21 %  от общего количества обращений.
  • Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (1416 обращений, что составляет 4,30 % от общего количества обращений) включает следующие проблемы:
  • подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
  • - фальсификации документов;
  • - доступность сведений о собственниках помещений;
  • - другое;
  • Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета (1 030 обращений, что составляет 3,13%), включают вопросы:
  • приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, поверка, эксплуатация;
  • установление фактаналичия или отсутствия технической возможности установки;
  • стоимость оборудования, устанавливаемого ресурсоснабжающими организациями;
  • рассрочка платежа;
  • определение состава общего имущества;
  • законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность;
  • взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме;
  • Определение состава, законность отчуждения и использования, возврат общего имущества в многоквартирном доме (588 обращений, что составляет 1,79 % от общего количества обращений) включает в себя:
  • Иные темы (4 554 обращения, что составляет 13,84 %)включают следующие проблемы:
  • социальный найм;
  • жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коррупционная составляющая (360 обращений, что составляет 1,09 %);
  • реализация региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (331 обращение, что составляет 1,01 %), в том числе;
  • заключение договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования;
  • сохранность жилых помещений и соблюдение назначения их использования;
 

В течение 2017 года на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 32 909 обращений. На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ (Рейтинг проблем). Итоги анализа приведены в сводной таблице и диаграммах ниже.

Что больше всего беспокоит граждан России

в жилищно-коммунальной сфере

по итогам 2017 года?
(ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль")